Ассоциация «Системное развитие транспортного сервиса»
Association «System development of transport service»

ДОБРОЕ УТРО, ТЕМ КТО ПРОСНУЛСЯ или тахограф как средство измерения.

В этой статье я буду описывать тахограф не как контрольное устройство за режимами труда и отдыха водителей, а именно как средство измерение со всеми вытекающими из этого требованиями. Начнем с самого начала рассмотрим Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ: Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при: 5) выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда; 19) обеспечении безопасности дорожного движения. Государственное регулирование в области обеспечения единства измерений осуществляется в следующих формах: 2) поверка средств измерений; Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке. поверка средств измерений (далее также - поверка) - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений; Таким образом с точки зрения надзорных органов Росстандарта, все тахографы обязаны быть средствами измерения и иметь сертификат о метрологической поверке. Средством измерения может считаться изделие, произведенное после даты внесения его в реестр средств измерений Росстандарта. Все, что произведено до даты внесения в реестр средств измерений, не может считаться таковым и как следствие не может быть поверено, такое изделие может быть только откалибровано, что не удовлетворяет требования 102 ФЗ. Если по каким бы, то ни было причинам изделие не может быть поверено, это является нарушением 102 ФЗ (КоАП ст.19.19 ч.1 влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей). При этом отсутствует юридическая процедура по внесению изделия в реестр задним числом. От передачи изделия произведенного, когда-то пару лет назад, в лабораторию для исследования на предмет изучения его метрологических свойств, внесения в реестр всех произведенных изделий не произойдет. Понять с какого момента модель является средством измерения, можно посмотрев дату документа на нужную модель в едином реестре http://fundmetrology.ru/10_tipy_si/7list.aspx. Сухой результат, тахографы произведенные до даты внесения в реестр средств измерений, подлежат замене на новые. Некоторые заводы предлагают модифицировать свои изделия, но модифицировать не средство измерения до статуса средства измерения, с точки зрения закона, в силах только заводу-изготовителю этого изделия на производстве. С чем должен остаться автомобиль, пока его тахограф проходит эту процедуру, не понятно. Тахографы, скзи в которых является неотъемлемой частью, тоже не могут быть поверены по закону без учета важной детали. Блок скзи производится отдельно, и являясь в конкретно взятой модели неотъемлемой частью средства измерения, обязан быть средством измерения самостоятельно. Только с поверенным блоком можно провести поверку тахографа согласно последним методикам поверок тахографов с скзи. Самое интересное тут, то что за последние 8 лет законодательная база по этому поводу не менялась. Весь интерес и шумиха к тахографу с точки зрения средства измерения, это результат исполнения своих прямых обязанностей надзорных органов, которым подведомствен контроль за средствами измерения в сфере гос. регулирования. Вся выше описанная ситуация подтверждается разъяснениями Росстандарта и надзорной практикой. Уже не в одном регионе сотрудники межтерриториальных управлений не принимают свидетельства о поверке тахографов, произведенных до даты внесения их в реестр средств измерений, считая такие свидетельства не действительными, ввиду реальной невозможности провести процедуру поверки для подтверждения соответствия метрологическим требованиям. Их можно только откалибровать, определив действительные значения метрологических характеристик, что можно применять только к средствам измерения вне сферы гос. регулирования. Эта неприятная ситуация есть уже, но перевозчика опять толкают в еще одну ситуацию, которая ждет его при выборе тахографов с блоками скзи. Во всех методиках поверок на тахографы с блоками скзи присутствует измерение погрешности по спутниковой системе, которая должна составлять не менее 95%. Тема по отношению этих данных к обязательным метрологическим требованиям, относится к другой стате. Давайте просто посчитаем, что такое погрешность 95%. Это парк из 20 автомобилей, один из которых дает недостоверные данные. Не плохой показатель для применения в общегражданских целях. Но если прибор относится к сфере гос. регулирования, то это применение административных наказаний за данные прибора. Не буду разводить лирику, отвечу сразу на возникающий вопрос, есть исследования, результатом которых является вывод, что в сфере гос. регулирования необходимо использовать погрешность не менее 99%. При таких значениях надо уже иметь парк в 100 автомобилей, что бы один из них дал недостоверные данные. Ясно становится одно, если без лицензии ФСБ можно работать мастерской по тахографам, отказавшись от ряда моделей, то без возможности обеспечения метрологических требований на территории станции уже будет невозможно. Руководитель автомастерской ЗАО "ЭТИМ" Яшин Валентин