Ассоциация «Системное развитие транспортного сервиса»
Association «System development of transport service»

ЗАЛОГ УСПЕХА – РАВЕНСТВО ДЛЯ ВСЕХ… ИНСПЕКТОР ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК!!!

Данная статья не является надуманной - это реалии нашей жизни. В обществе, в связи с «выходом в свет» приказа Минтранса России № 348-2015, злободневным вопросом стало принятие автоперевозчиками решения о замене аналоговых тахографов на неправомерно навязываемые, в том числе посредством административного нажима, крипто-чудо-средств. Осмелимся представить на общественный суд свое видение ситуации.

Комментарий: 
Основания навязывания Минтрансом и прочими такого решения понятны – надо повышать доходность результатов коррупционных возможностей, об этом много уже написано на страницах сайта НП «СРТС». Суть данного процесса тоже очевидна, она заключается в его неправомерности, так как противоречит действующим правовым нормам законодательства РФ и нормам международных договоров, подписанных РФ. Непонятным в этой связи остается одно, какое решение наиболее приемлемо в этих условиях для автоперевозчика. Думается, что в этой ситуации есть несколько моделей поведения. Все зависит от того, на сколько автоперевозчик готов отстаивать свои законные права и интересы. Первая модель, вполне себе отвечает сложившемуся уже национальному духу: проще выполнить, меньше хлопот. Последствия от этого составят около 50000 рублей на единицу транспорта и последующие проблемы с оборотом данного оборудования. При этом, не исключено, что автоперевозчик получить наличие у себя в автомобиле (автобусе) 2 тахографа: один, который был ранее установлен (аналоговый) и крипто-чудо-средство, в качестве муляжной штучки для контрольных органов. Если мастерская подойдет к своей работе более добросовестно, то плюсом будет увеличение затрат на единицу транспорта в виде доведения системы «до ума». При этом, нет никаких гарантий, что автомобиль (автобус) останется в достаточно исправном состоянии, в смысле эксплуатационной безопасности. Вторая модель подобно первой, за исключением того, что вместо крипто-чудо-средства, будет установлен тахографов, отвечающий требованиям Технического регламента, утратившего силу с 01.01.2015. Такое тоже себе допустимо, чтобы не утверждали «крипто-любцы» и приобщившиеся к ним сотрудники контролирующих органов. Последствия от этого аналогичны первой модели, отличие состоит в уровне понесенных затрат, они составят несколько меньшую сумму. Еще плюсом возникнет возможность споров с регуляторами, они же за СКЗИ. Применительно к последним, дело состоит даже не в том, что они вовлечены в коррупционную сеть, им так выгоднее, а самое главное- ПРОЩЕ. Есть приказ Минтранса № 36, предусматривающий в тахографе СКЗИ, он издан во исполнение постановления Правительства РФ, ВСЕ! Зачем думать, анализировать, вникать, это не для них, так выстроена система деятельности контрольно-надзорных органов. Каждого из них отдельно, кто предъявляет требования об исполнении приказа Минтранса № 36, винить в неправомерности таких действий, ни смысла, ни перспективы нет! Надо пробовать противостоять складывающейся системе, только через это можно попытаться чего-либо добиться и, как результат – возможно, сломать систему в целом! В этом случае, применима третья модель, именно о которой, в основном, и хотелось поведать в этом материале обществу. Третья модель – правозащитная. Справедливости ради, надо отметить, что она подходит не ко всем собственникам (владельцам) транспортных средств, оснащенных аналоговыми тахографами. Если их случай вписывается в условия нижеприведенных норм, тогда – да! Если – не совсем, тогда использование этой модели напрямую будет зависеть от понимания ситуации автовладельцем и «умением» общаться с контролирующими органами, в том числе используя их слабые стороны, как в части их прав и обязанностей, так и в части их профессиональной способности. Не хочу никого обижать из сотрудников контролирующих органов, но понимание реальной ситуации в стране даем мне основание утверждать, что реальные шансы у последней приведенной категории автовладельцев - ЕСТЬ! Обратимся к нормам и конкретным ситуациям: - т/с иностранного производства предприятиями-изготовителями т/с оснащались и оснащаются тахографами в соответствии с международными правилами (ЕСТР), основная масса тахографов, отвечающих требованиям ЕСТР, прошла в установленном порядке процедуру подтверждения соответствия и обеспечена соответствующими сертификатами российского образца; - т/с отечественного производства (автобусы свыше 20 мест и грузовые т/с свыше 15 тонн) с 01.01.1998 подлежали оснащению тахографами предприятиями-изготовителями в соответствии с ЕСТР (постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 922) до 10.11.2013 (постановление Правительства РФ от 01.11.2013 № 982); - на текущий момент требования к тахографам, как автокомпонентам, и порядок их использования регламентируются Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011№ 877, утвердившим Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). В соответствии с положениями указанных документов, тахограф является автокомпонентом и объектом технического регулирования, требования к которому, включая порядок подтверждения соответствия, устанавливаются исключительно положениями ТР ТС 018/2011. Отсюда исходит, что тахограф с СКЗИ находится вне зоны действия Технического регламента, наличие СКЗИ – избыточное требование, что недопустимо положениями Договора о Евразийском экономическом союзе. Оборот тахографов, установленных на транспортные средства в установленном порядке, до вступления в силу ТР ТС 018/2011 допускается в течение срока их годности (срока службы). Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение, признается внесением изменений в конструкцию транспортного средства, возможность реализации которого зависит от требований изготовителя конкретного транспортного средства. Для тех, кто воспринял условия, как подпадающие под свою ситуацию, можно добавить несколько правовых норм, которые могут обеспечить защиту прав и интересов перед требованиями контрольных органов. В нашей стране это конечно не абсолютная гарантия, но попытаться использовать можно. 1. Публично-правовая деятельность сотрудников ДПС закреплена приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (административный регламент), в соответствии с которым: - закреплен исчерпывающий перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность должностных лиц ДПС (п.2 регламента), в котором приказы Минтранса России отсутствуют; - разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов (п.23 регламента), ПДД не содержат никаких требований к тахографу, за исключением того, что он должен быть исправен, при наличии в т/с, правовым актам, указанным в настоящем пункте посвящен предыдущий абзац. Не могут сотрудники ГИБДД ссылаться на приказы Минтранса! 2. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях обязанность доказывания наличия события и состава правонарушения со стороны собственника (владельца) транспортного средства, вины и прочих обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом, возложена на должностных лиц, уполномоченных рассматривать данные правонарушения. В отношении ст.11.23 Кодекса применение мер обеспечительного порядка не предусмотрено (запрещение эксплуатации т/с, изъятие водительского удостоверения, досмотр, арест и прочее). 3. По данному вопросу начинает формироваться судебная практика, материалы и решения судов опубликованы на сайте НП «СРТС»: http://www.npsrts.com/node/254 ; http://www.npsrts.com/node/166 ; на прямую применим материал - http://www.npsrts.com/node/357 ; http://www.npsrts.com/node/387 Также, можно предложить прилагаемые к настоящей публикации документы: памятка водителю и форму объяснения водителя. Возможная схема их использования состоит в следующем: - распечатываете эти документы и внимательно с ними знакомитесь; - доводите информацию до водителей и передаете распечатанные памятку и объяснение (несколько экземпляров) им же для практического использования во взаимоотношениях с сотрудниками ГИБДД; - информация из памятки используется водителем для понимания и реализации своего поведения; - объяснение используется для заполнения в каждом конкретном случае и приложения к составленным протоколам; - копии составленных на водителей протоколов можно направлять в НП «СРТС» (info@npsrts.com) для реализации общественного контроля и возможного оказания правовой практической помощи через членов партнерства. Уместно вспомнить, в конце концов, наши национальные мудрости, заключенные в форму поговорок: «К НАМ ОТНОСЯТСЯ ИМЕННО ТАК, КАК МЫ ПОЗВОЛЯЕМ К СЕБЕ ОТНОСИТЬСЯ..» «О СЕБЕ НЕ ПОЗАБОТИШЬСЯ – НИКТО О ТЕБЕ НЕ ПОЗАБОТИТСЯ..» P.S. В конце концов можно просто оформить документы международного перевозчика. Это совершенно не сложно, через территориальное подразделение УГАДН. Договор о ЕАЭС предполагает свободное перемещение товаров и услуг на общей территории стран-участниц Договора, а по нашему национальному законодательству подобное до сих пор квалифицируется, как международная перевозка. В этом случае замена тахографа не потребуется!!!!!