Ассоциация «Системное развитие транспортного сервиса»
Association «System development of transport service»

ТЕХ-СКЗИ-ОСМОТР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ….

Первого ноября 2019 года вступили в силу изменения национальной системы проведения технического осмотра (постановление Правительства РФ от 30.09.2019 № 1276).

Сразу оговорюсь. По моему глубочайшему убеждению, эти изменения являются НЕЗАКОННЫМИ, принятыми в нарушение положений Федерального закона от 01.07.2011 № 170 –ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ ОСМОТРЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» и прочих законов РФ, а также нормативных правовых актов международного уровня, в том числе, в части допустимых полномочий Правительства РФ, предусмотренных Законом о техосмотре.

Кому интересно понять, почему я пришел к такому выводу, и он готов поупражнять смой мыслительный аппарат, в целях выработки собственного мнения, следуйте дальше по тексту. Кто устает от больших текстов и логических построений, кто считает подобное бесполезным занятием, вчитываться не стоит. Милости просим в мастерские по установке на ваши грузовые автомобили и автобусы тахографов с СКЗИ, «лить воду на мельницы» коррумпированной скзишной братии, близкой к властным структурам. 

 Дабы читателю не запутаться в понимании логики и смысла этой публикации,  закрепим часто упоминаемые в тексте понятия и документы в виде следующих аббревиатур:

1) т/с - транспортные средства категорий М2, М3, N2, N3;

2) тахоСКЗИ – тахограф в понятии, закрепленном Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (сам документ далее – Закон о БДД);

3) тахограф – тахограф в понятии, закрепленном Техническим регламентом таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (сам документ далее – Техрегламент);

4) тахоЕСТР – тахограф в понятии, закрепленном Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (сам документ далее – ЕСТР); 

5) Закон о техосмотре – Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ ОСМОТРЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;

6) Правила ТО - ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008;

7) ТО – технический осмотр в понятии, закрепленном Законом о техосмотре;

8) обязательные требования  т/с – обязательные требования безопасности т/с в понятии, закрепленных Законом о техосмотре, Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Теперь попробую донести «соль» состоявшихся изменений.

Людям, не посвященным глубоко в суть проблемы, эти изменения видятся следующим образом.

С 01.11.2019 года при прохождении ТО обязательным является, чтобы все т/с, вне зависимости от года выпуска и предусмотренности конструкцией,  были оснащены тахоСКЗИ, допустимым также является наличие тахоЕСТР. При этом, тахоСКЗИ и тахоЕСТР должны быть поверены, как средства измерения.

 Действительно, заинтересанты от СКЗИ, «близкие» к Правительству РФ, приложили максимум усилий, чтобы ситуация выглядела именно так.

Но, уважаемый читатель, законодательство РФ предусматривает совсем иной порядок, в том числе иные полномочия Правительства РФ, чем те, которые им были реализованы в постановлении от 30.09.2019 № 1276.

Давайте разбираться.

В соответствии со ст.1 Закона о техосмотре, ТО - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами. Этим же законом понятие ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ закрепляется, как:

требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), при проведении технического осмотра.

 

То есть простыми слова, Законом о техосмотре предусмотрена проверка т/с, находящихся в эксплуатации, исключительным предметом которой является оценка выполнения требований, предъявляемых к техническому состоянию т/с, обеспечивающих безопасность их эксплуатации. Такие требования закрепляются международными договора РФ или нормативными правовыми актами РФ. Установив такие международные договоры или наши национальные соответствующие акты, мы сможем понять объем требований, которые применимы (допустимы) в рамках проведения ТО.

 

Итак, что у нас, в этом смысле, на международном уровне? 

Там все просто: Техрегламент (Технический регламент таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»), выполнение которого на территории Российской Федерации, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

 

Что внутри страны?

Тут сразу стоит оговориться, что Правила ТО в качестве подобного нормативного правового акта, самостоятельно устанавливающего требования к техническому состоянию т/с, являться не могут. У них иной статус, они не устанавливают требования к техсостоянию т/с, они регламентируют порядок проведения мероприятий по проверке уже установленных обязательных требований. Именно в этом их основной смысл, исходящий от Закона о техосмотре и самих Правил ТО.

 

Идем далее.

В Российском законодательстве я ничего не нахожу, кроме ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, утвержденных постановление Совета Министров-Правительством РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения».

Для тех, кто вспомнит про приказ Минтранса России от 13.02.2013 № 36, напомню, что данный документ, таковым рассматриваться не может в силу ЗАКОНА. Во-первых, Минтранс России не наделен полномочиями по выработке и принятию обязательных требований, предъявляемых, как к техническому состоянию транспортных средств, так и к объектам технического регулирования, в целом. Во-вторых, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ К ИСПОЛНЕНИЮ ВСЕМИ требования принимаются исключительно в форме ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ, прочая форма требований указывает на добровольность их применения (исполнения)! 

 

Заглянем в ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ.

 1) Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. Со стандартами все понятно: с момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании» - 01.01.2003, стандарты утратили обязательный характер их выполнения, применяются в добровольном порядке. Правила и руководства эксплуатации т/с – это прерогатива производителя т/с.

2) Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к Основным положениям.

Хорошо, обратимся к этому Перечню. Что там интересного, в том числе, в отношении тахографа?

А там все просто, основаниями к запрету на эксплуатацию т/с является: неработоспособность, ПРЕДУСМОТРЕННОГО КОНСТРУКЦИЕЙ Т/С ТАХОГРАФА (п.7.4), а также несанкционированное внесение изменений в конструкцию т/с (п.7.18). То есть, если у нас тахограф не предусмотрен конструкцией т/с, соответственно, он отсутствует в составе т/с, тогда нет оснований к запрету эксплуатации, т/с в этой части является исправным и обеспечивающим безопасность его эксплуатации. 

Ну, как же так!!!??? Уважаемое Правительство РФ, как вы могли упустить такой важный момент! Особенно в условиях отсутствия в законодательстве РФ обязанности владельцев т/с вносить изменения в конструкцию т/с в виде его оснащения тахоСКЗИ и прямого запрета на подобные действия!!!

 

Перейдем в международную область.

Итак, Техрегламент. Признаюсь, очень интересный и познавательный для Правительства РФ нормативный правовой акт. Вместе с тем, Правительство РФ его не изучало, судя по тому, какие оно приняло изменения в Правила ТО.

 Согласно Техрегламента, его требования гармонизированы с требованиями Правил Организации Объединенных Наций (Правил ООН), принимаемых на основании "Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", заключенного в Женеве 20 марта 1958 г., Предписаний, принимаемых на основании "Соглашения о введении Глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах", заключенного в Женеве 25 июня 1998 г. и Предписаний ООН, принимаемых на основании "Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", заключенного в Вене 13 ноября 1997 г.

Как вам такая фундаментальность, профессиональность и авторитетность этого акта? И, что особенно важно, что под всеми перечисленными актами, в том числе и самим Техрегламентом, РФ поставила свою подпись, тем самым согласившись с их исполнением!!!???

 

Теперь чуть поподробнее о том, какие обязательные требования устанавливает этот нормативный правовой акт к колесным транспортным средствам независимо от места их изготовления, при нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.

 В соответствии с п.16 Техрегламента реализация требований безопасности обеспечивается выполнением Правил ООН, Глобальных технических правил ООН, непосредственно положений настоящего технического регламента в соответствии с пунктами 11 - 14 и приложением N 8 - в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств.

В интересующей нас части уместным к изучению является п.14:

«Конструкция выпускаемых в обращение транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, категорий N2 и N3, осуществляющих коммерческие перевозки грузов, должна предусматривать возможность оснащения (штатные места установки, крепления, энергопитания) техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами).

Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.

Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в статье 2 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).»

 

Я специально привожу выдержки из Техрегламента, дабы никто не смог меня обвинять в привольном толковании этого акта.

 

Принципиальными важными моментами этих требований являются:

- они распространяются на т/с, выпускаемые с 01.01.2015 года – момента вступления в силу Техрегламента;

- они констатируют (гарантируют), что конструкцией т/с, выпущенных с 01.01.2015, предусматривается наличие в составе т/с тахографа, то есть при установке тахографа подобное не рассматривается, как внесение изменений в конструкцию;

- они предусматривают возможность установки тахографа, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ТЕХРЕГЛАМЕНТУ, то есть обеспеченного знаком обращения на рынке ЕАЭС – ЕАС, и сертификатом соответствия требованиям Техрегламента, а не тахоСКЗИ или тахоЕСТР;

- они предусматривают исключение в виде категорий т/с, перечисленных в ст.2 ЕСТР, то есть в отношении указанных т/с они не распространяются;

- ими закрепляется компетенция стран-участниц ЕАЭС в исключительном вопросе – утверждение порядка оснащения т/с тахографами СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ТЕХРЕГЛАМЕНТУ, то есть обеспеченных знаком обращения на рынке ЕАЭС – ЕАС, и сертификатом соответствия требованиям Техрегламента, а не тахоСКЗИ или тахоЕСТР;

Вступать в полемику в отношении применяемости понятия «коммерческие перевозки» здесь уместным не считаю.

 

Посмотрим Приложение № 8 к Техрегламенту «ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ».

В интересующей нас части имеется п.10.5 приложения:

«Демонтаж и неработоспособность средств измерения скорости (спидометры), а также технические средства контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (если их установка предусмотрена настоящим техническим регламентом) не допускаются.»

В этой части принципиальными важными моментами этих требований являются:

- наличие/отсутствие тахографа в составе т/с, то есть

если мы имеем дело с т/с, выпущенным после 01.01.2015, и не входящим в перечень исключений в соответствии со ст.2 ЕСТР – тахограф должен быть!

если мы имеем дело с т/с, выпущенным после 01.01.2015, и оно подпадает под перечень исключений в соответствии со ст.2 ЕСТР – тахографа не  должно быть!

если мы имеем дело с т/с, выпущенным до 01.01.2015, и его конструкцией тахограф не предусмотрен – тахографа не должно быть!  

- работоспособность тахографа, то есть он должен отвечать требованиям, предъявляемым к нему Техрегламентом (п.65 Приложения № 10 к Техрегламенту).

 

Теперь о том, как в соответствии с Техрегламентом предусмотрен контроль (оценка)  выполнения указанных требований на территориях стран-участниц ЕАЭС.

Этому вопросу посвящен целый раздел, который так и называется: «3. Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации», содержащий:

«72. Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве - члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения.

73. Порядок и объем проведения проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, определяется национальным законодательством стран - членов Таможенного союза.

74. Выполнение требований настоящего технического регламента в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств обеспечивается собственниками (владельцами) транспортных средств. В отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств не применяются требования настоящего технического регламента о наличии подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены в транспортном средстве на момент его выпуска в обращение»

Ну, как вам такое: соотношение ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ К ИСПОЛНЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ требований в части технического состояния т/с, с тем, что закреплено в постановлении Правительства РФ, внесшего изменения в Правила ТО с 01.11.2019 год!!?? Обращаю внимание, что в измененной редакции Правил ТО тахографа, соответствующего требованиям Техрегламента, НЕТ! Там только тахоСКЗИ и тахоЕСТР.

Что по результату внесенных изменений выполняется из выше указанных требований Техрегламента (в интересующей нас части)? 

Пожалуй, единственное – то, что имеет отношение к производителям т/с, и то не сразу!!! В оставшейся части – НИЧЕГО!!!!!

 

Вот вам и ЗАКОН!!!???

Вот вам и легитимность действий Правительства!!!??

Вот вам и международные договоренности РФ!!!???

Вот вам и суть Евразийского экономического союза!!??

А. что самое больное – вот вам и безопасность дорожного движения через контроль за безопасным состоянием т/с, в смысле: на сколько оно интересно Правительству РФ!!!!

 

 Хотел на том закончить, но, прям, чувствую оставшуюся недосказанность и ваш вопрос: что делать и как быть?

Признаюсь честно, сложный вопрос, в ситуации «разгоняющегося»  процесса внедрения  СКЗИ в т/с, который с 2013 года прет напролом, без учета ЗАКОНОВ РФ, НОРМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ, подписанных РФ, и интересов безопасности т/с, а также интересов владельцев т/с, да и вообще, вопреки здравого смысла и технологического развития.

 

Думается, что однозначных ответов на него нет.

Для меня, как представителя профессиональной общественной организации (Некоммерческое партнерство «Содействие развитию тахографических систем»), очевидно, что если изложенная выше информация поспособствует кому-то в отстаивании в правовом смысле своих прав и интересов, это уже будет ОЧЕНЬ ЗДОРОВО!!! И, НЕ ЗРЯ!!!!

 

Пожалуй, еще одна очевидность, на мой взгляд, имеется – никакого массового действенного общественного недовольства не будет!

Привыкли же мы к тому, что в нашей стране организация проведения обязательных ТО – ответственность обычного юридического лица, ничем таким особенным не отличающегося от иных подобных лиц, разве только тем, что оно не имеет непосредственного отношения к вопросам технического состояния т/с.

Привыкли же к системе «Платон», построенной в аналогичном ключе, через «обычное» юридическое лицо.

Привыкнем и к тому, что какое-то некомпетентное учреждение Минтранса диктует всей стране требования к транспортным средствам, в смысле их оснащенности тахографами, требования к порядку использования таких т/с и тахографов, а также требования к оценке их соответствия на собственно установленные требования, естественно, вне рамок ЗАКОНОВ РФ…...

 

Где только здесь государственные и общественные интересы. Вот это действительно вопрос!!!!

  

Минин Сергей