Ассоциация «Системное развитие транспортного сервиса»
Association «System development of transport service»

Мифы и легенды современной тахографии.

Не смотря на тот факт, что тахография в нашей стране явление весьма молодое, оно уже сумело обрасти разными тайнами, разнотолками и зачастую просто небылицами. В этой статье будет пролит свет на наиболее часто встречаемые заблуждения. И так:

 

Миф №1. На автомобилях должен стоять тахограф с СКЗИ.

 

Это не так. Тахограф является объектом технического регулирования и автокомпонентом . Это установлено Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза, далее ТР ТС, (п.65, таблица 4, приложение №1). Требования к конструкции объектов технического регулирования могут предъявляться техническими регламентами. Обязательные технические требования к тахографу определены п.65 приложения №10 ТР ТС и там нет ни слова о наличии в нем блока криптозащиты СКЗИ. В части 1 статьи 11.23 четко сформулировано нарушение требований закона: несоответствие тахографа установленным требованиям. В соответствии с ФЗ-184 «О техническом регулировании» соответствие требованиям, предъявляемым к объектам технического регулирования (тахографам), подтверждается сертификатом соответствия. В нашем случае Сертификатом соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Такие сертификаты имеют не только тахографы с СКЗИ, но и тахографы наиболее распространенные международного образа (ЕСТР), которыми оборудованы большинство импортной техники, а также тахографы отечественного производства без СКЗИ. Проверить существование такого сертификата можно очень легко на сайте Росаккредитации . Также необходимо обратить внимание на статью 4 пункта 3 ФЗ-184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании», где четко сказано, что нормативные акты (приказ №36) технического характера, издаются органами исполнительной власти (Минтранс) только рекомендательного значения. На основе выше сказанного, если на автомобиле стоит тахограф европейского производства (даже если он в качестве носителя информации использует бумажную карту- тахошайбу), нет никаких причин менять его на тахограф с СКЗИ, так как установленный тахограф имеет сертификат соответствия или же он сертифицировался в составе транспортного средства на котором он установлен, потому что без этой процедуры не возможно получить ПТС автомобиля.

 

Миф №2. Аналоговые тахографы (с «шайбами») запретят в 2018 году.

 

Это не так. Тахограф, установленный заводом изготовителем, а большинство аналоговых тахографов было установлено именно производителем автомобилей, прошел сертификацию в составе транспортного средства. Т.е. на момент производства (завоза тс на территорию России) этот тахограф соответствовал требованиям законодательства. Закон обратной силы не имеет в направлении ужесточения требований, поэтому будет не законно требовать демонтажа и замены таких тахографов. К тому же наиболее распространенные аналоговые тахографы Kienzle 1318 и 1324 имели или имеют действующий сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Также следует учитывать что демонтаж тахографа, установленного заводом изготовителем будет является изменением конструкции транспортного средства. Согласно п. 10.5 приложения №8 ТР ТС демонтаж установленного тахографа запрещен.

 

Миф №3. Установка тахографа с блоком криптозащиты (СКЗИ) полностью снимет все проблемы связанные с тахографией.

 

Это не так. Установка тахографа с СКЗИ поставит собственника этого транспортного средства на грань выживания. Один раз в три года необходима замена блока СКЗИ (п. 9 приложение 4, приказ Минтранса №36), что сопоставимо по стоимости с приобретением нового тахографа. Также необходима замена блока СКЗИ в каждом случае внесения изменений в Свидетельство о регистрации т/с (внесение изменений в конструкцию, замена государственного номерного знака, продажа автомобиля и т.п.). Далее после замены блока СКЗИ его необходимо хранить в течении 1 года (часть 10, п. 13, приложения 3 Приказ Минтранса №36). Хранение должно производится только собственником т/с с которого был демонтирован блок СКЗИ (часть 2, п. 11, приложения 4 Приказа Минтранса №36). Хранение и эксплуатация блоков СКЗИ (как установленных в тахографе, так и демонтированных из него) осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. N 66 и Приказа ФАПСИ от 23 сентября 1999 года N 158. Также собственнику транспортного средства с установленном на нем тахографом с блоком СКЗИ необходимо получить Лицензию ФСБ России по 21 пункту Постановления Правительства №313 (письмо ФСБ РФ №149/3/2/2-17 от 15.01.2015). Отсутствие у перевозчика лицензии может привести его к Уголовной ответственности.

 

Миф №4 Можно поставить любой тахограф даже китайский.

 

Это не так. В настоящий момент контролеры не имеют должных знаний чтобы понять соответствие тахографу законодательству. Однако так продлится не долго. К выбору тахографа необходимо подходить очень серьезно. Ведь тахограф, должен соответствовать установленным требования, т.е. иметь сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. И еще очень важное замечание: тахограф должен предоставлять юридически значимые данные, т.е. иметь Свидетельство о государственной поверке (ФЗ-102 О единстве средств измерений), а для этого он должен быть внесен в Реестр средств измерений. Проверить наличие тахографа в этом Реестре можно на сайте Росстандарта введя слово «тахограф».

 

Миф №5. На автомобили оборудованные манипуляторами (бетоносмесителями, бетононасосами, кранами, а также принадлежащие сельхозпроизводителям) устанавливать тахограф не надо.

 

Это не так. В настоящий момент тахографом должны быть оборудованы ВСЕ транспортные средства, осуществляющие перевозку по путевому листу (коммерческую перевозку), категорий N2, N3 и М2, М3, выпущенные до 31 декабря 2014 года (пункт 8 (1) Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением правительств № 720, утратившего силу в настоящее время, но действующего в прошедшем). Автомобили выпущенные после 1 января 2015 года оснащаются тахографами заводами- изготовителями в соответствии с информацией в их ОТТС. Исключения в оснащении транспортных средств тахографами, которые присутствуют в соответствующих приказах Минтранса (36,273), относятся только к тахографам с СКЗИ, потому что в этих (36 и 273) приказах речь идет только о тахографах с СКЗИ . Это значит, что разрешено не оборудовать, например, манипулятор категории N2 (который попадает в исключения по Минтрансу) тахографом с СКЗИ, однако такой автомобиль обязан быть оборудован любым другим (соответствующим законодательству – имеющим сертификат соответствия Техническому регламенту) тахографом.

 

Миф №6 Тахография мешает работать перевозчику и вообще это зло.

 

Это не так. Тахограф в первую очередь великое благо для непосредственного водителя транспортного средства. Когда система тахографии заработает в предусмотренном государством объеме, работодатель не сможет заставить водителя работать больше положенного времени, при этом водитель не рискует остаться без работы. Помимо этого, уставший водитель это опасность не только для участников дорожного движения, но и для самого работодателя, так как ущерб, который может нанести водитель, совершив ДТП по причине утомленности, не сопоставим с мнимой экономией, полученной благодаря нарушению режима труда и отдыха. Также не стоит забывать, что для отдыха водителям необходимы стоянки, которых сейчас дефицит. Стоянки – это инфраструктура, рабочие места, активность населения – то чего не хватает стране в настоящее время. Тахограф необходим нашей стране как явление. Это также подтверждается опытом стран, схожей с нашей протяженностью и качеством автомобильных дорог, а также менталитетом граждан – в Бразилии прошло более 6 лет, как были внедрены тахографы. Результаты превзошли все ожидания.

 

 

 

М. Сухомлинов