Ассоциация «Системное развитие транспортного сервиса»
Association «System development of transport service»

КТО СЛЕДУЮЩИЙ – АВТОБУСЫ!?

Уже довольно длительное время муссируются слухи о необходимости оснащения тахографами транспортные средства, осуществляющие городские и пригородные перевозки пассажиров. Более того, особо ретивые стражи закона уже начали выписывать протоколы собственникам таких транспортных средств, ссылаясь на требования приказов Минтранса № 36 и 273 (с последними изменениями от 30 января 2018 года). А собственники такого транспорта сломя голову побежали оснащаться бесполезными для них железками.

Попробуем разобраться: Что  это ? – законные требования Правительства, или очередное пропихивание железки туда, где она не требуется благодаря связям и отсутствием элементарных знаний у ответственных сотрудников Минтранса?

И так, уже всем давно известная и избитая цепочка нормативов, признанная судами и большей частью отрасли: ФЗ 196 о безопасности дорожного движения – статья 20,   здесь говорится о том, что правительство определяет порядок оснащения тахографами. Постановление Правительства 1213 передает эту функцию Минтрансу, который в приказе 273 требует оснащать автобусы начиная с июня 2018 года.   

Вроде бы все очень логично, тысячу раз доказано, обговорено, подсчитано и принято. НО! Как известно, издавна – все тонкости в деталях. Приступим!

Не стоит забывать о ФЗ от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ, который вносит изменение в ст 20 ФЗ 196 и говорит в частности следующее: Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. И это требование вступает в силу ТОЛЬКО в декабре 2018 года. Это значит, что у Правительства до декабря 2018 года НЕТ полномочий определить категории автобусов, попадающих под оснащение, а следовательно, в настоящее время Правительство НЕ МОЖЕТ передать полномочия по этому вопросу Минтрансу. И этому две причины – у Правительства таких полномочий нет до декабря 2018 года, и ФЗ 398 закрепляет с декабря 2018 года норму, по которой именно и только Правительство определяет категории оснащаемых автобусов, а не Минтранс (Правительство не может передать эти функции Минтрансу иначе будет нарушение закона ФЗ-398. Такой сценарий отрасль уже проходила несколько лет назад в процессе повального оснащения «ГЛОНАССом» и который в итоге был признан Верховным судом не законным). Таким образом получается, что требования по оснащению автобусов (городских и пригородных), указанные в Приказах Минтранса № 36 и 273 – мягко говоря, не законны.

Оппоненты могут указать, что уже есть проект Постановления Правительства об оснащении пригородных и городских автобусов и не так важен факт того, что Минтранс побежал «быстрее паровоза», но не в этом случае – дальше самое интересное.

Напомним, что по мнению судов и властных структур, началом «тахографии» в нормативном пространстве Российской Федерации  является ФЗ 196 О безопасности дорожного движения, в частности статья 20. Хорошо. Тогда стоит вспомнить статью 32 этого же Федерального Закона: Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

И такой Договор есть. И нормы, определяющие оснащение пригородных и городских автобусов, тоже есть.

С 01.01.2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (Договор, Союз, ЕАЭС), подписанный в г. Астана 29.05.2014 г., ратифицированный Российской Федераций Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ.

Согласно положений Договора Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза (ст.5). Согласно раздела Х Договора, такая сфера деятельности, как Техническое регулирование, закреплена в качестве компетенции Союза, одними из основных принципов которой закреплены (ст.51):

-              установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза;

-              применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.

До вступления в силу Технических регламентов Союза действуют соответствующие технические регламенты Таможенного Союза. 01.01.2015 года вступил в силу Технический регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее - ТР ТС 018/2011).

И вот теперь самое интересное.

Статья 14 ТР ТС 018/2011 : Оснащение указанной аппаратурой (речь о тахографах) транспортных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.

Требования настоящего пункта не применяются в отношении транспортных средств, указанных в "статье 2" Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Статья 2 ЕСТР пункт с):  транспортными средствами, которые используются для перевозки пассажиров на регулярных линиях, протяженность которых не превышает 50 км;

Обращаю внимание – что ТР ТС 018/2011 (п.14) переводит международные требования в национальные, как это уже сделано Постановлением Правительства № 272 (Правила перевозки) по отношению к международному документу по перевозке опасных грузов – ДОПОГ. Его международные требования стали национальными по отношению к перевозке опасных грузов. Пусть меня не ругают юристы в косноязычии – правильно выразить эту мысль конечно надо иначе, но так понятнее.

Таким образом, оснащение городских и пригородных автобусов тахографами не может быть обязательным, во всяком случае до декабря 2018 года, когда вступит в силу положения  ФЗ № 398-ФЗ (предоставляющие полномочия в этом вопросе Правительству) и выйдет соответствующее Постановление Правительства. Однако, остается надежда, что в Минюсте РФ все таки прочитают требования статьи 32 ФЗ 196 и не отпустят в отпуск того единственного компетентного сотрудника, мимо и в отсутствие которого прошли такие известные нормативные правовые акты, как Приказы Минтранса № 36 и 273, которые противоречат даже Конституции, не говоря о здравом смысле.

P/S. Напоминаю, что в рамка дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ по отношению к вышеперечисленным нормативным актам, эти акты ни разу не рассматривались в контексте нарушения Конституции РФ и международных Договоров. Все ограничилось порядком оснащения грузовиков. Это надо понимать и не путать кислое со сладким. 

Сухомлинов Максим

представитель Правления НП "СРТС"

 

В развитие темы и справедливости ради, считаем необходимым возразить автору. Вступление в силу Федерального закона № 398-ФЗ, согласно ст.15 Конституции и ст.32 Федерального закона № 196-ФЗ от 1995 года, никаким образом не может и не должно повлиять на установленный ТР ТС 018/2011 порядок исключения городских и пригородных автобусов из числа допустимых к оснащению тахографами транспортных средств (примечание администратора сайта - Минин Сергей).