Ассоциация «Системное развитие транспортного сервиса»
Association «System development of transport service»

ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИМЕНЕНИЕ К ВОДИТЕЛЯМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА?

Продолжение к статье «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН!?», опубликованной 24.07.2018 года: http://www.npsrts.com/node/1307

Часть 2 статьи 11.23 Кодекса об административных правонарушениях (далее –КоАП) предусматривает ответственность к лицам, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, за следующие нарушения: «Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха».

Т.е. согласно данной статье наемный работник отвечает за нарушение норм труда не перед работодателем, а напрямую перед законом. По аналогии, если рабочий задержался после работы за станком, выполняя задание работодателя, то должен прийти государственный инспектор и оштрафовать рабочего. Так ли это на самом деле?

Авторы действующей редакции статьи 11.23, ранее распространявшейся исключительно на международные автомобильные перевозки в рамках реализации  Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), просто распространили ее действие на внутренние перевозки. При этом то, что законодательство Российской Федерации  в сфере труда отличается от ЕСТР, не было учтено.

Попробуем разобраться. Нормы трудового права в Российской Федерации установлены "Трудовым кодексом Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ и соответствующими проистекающими из него документами. Требование о соблюдение данных норм возникает с момента заключения работником трудового договора. Контроль за соблюдением норм трудового права (трудового распорядка) осуществляет  работодатель. Он же выплачивает зарплату за выполнение норм труда и отвечает за охрану труда.  Если есть необходимость превысить нормы труда, предусмотрена сверхурочная работа. Ситуация, когда работник по своей инициативе без ведома работодателя  осуществляет  исполнение своих трудовых обязанностей -  маловероятна.

Закон возлагает ответственность за нарушение норм трудового права на работодателя.

Так частью 1 ст. 5.27 КоАП  установлена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права для должностных лиц; лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц. Для граждан и наемных работников – ответственность не предусмотрена. Напротив, закон защищает работника от излишних требований работодателя.

Возвращаясь к ст. 11.23 КоАП, следует отметить, что  абзац 3 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" также устанавливает требования о соблюдении норм трудового права не к лицам, управляющим транспортными средствами, являющимися наемными работниками, а к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств:

«Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;»

Согласно ст. 23.3 и 23.36 КоАП должностными лицами, уполномоченными рассматривать административные правонарушения по части 2 ст.  11.23 КОАП являются  сотрудники Органов внутренних дел (полиция) (в рамках ст. 23.3 КОАП) и  Федеральный органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор   (в рамках статьи 23.36 КоАП).  При этом глава 57 "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ  (далее - ТК) предусматривает проведение  федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 353 ТК), который согласно ст. 354 ТК осуществляет «Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда)». Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" из информационного банка "Российское законодательство (Версия Проф)". Согласно указанного документа «Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (далее - работодатели).» К наемным работникам, к которым относятся лица, управляющие транспортными средствами, надзор не применяется. Итак, мы четко видим три надзорных органа, которые следят за соблюдением норм трудового права и взимают различные штрафы за одно и то же правонарушение. В Российской Федерации уже много лет ведется борьба с такой ситуацией, но пока безуспешно.

С учетом изложенного, следует  отметить, что частью 2 статьи 11.23 предусмотрена ответственность для водителей за деяние, которое согласно законодательства РФ является правонарушением для работодателя!

Сегодня ведутся умные разговоры о том, чтобы оснастить тахографами автомобили, принадлежащие физическим лицам. Инициаторам таких разговоров следует более внимательно прочитать ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".  Для физических лиц в Российской Федерации нормы трудового права до заключения трудового договора – не применяются, и установка тахографа не имеет никакого смысла. Норм труда и отдыха водителей за рамками Трудового кодекса на сегодняшний день – не существует.

Надеемся эта информация будет кому-то полезна.

 

Генеральный директор ООО "РусАвтоКарт", Член совета гильдии логистических операторов МТПП, руководитель сектора "Применение тахографов",
А.П. Петрова