Ассоциация «Системное развитие транспортного сервиса»
Association «System development of transport service»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН!?

В новостях мы читаем сегодня о значительном повышении штрафов за не применение тахографов и изменение состава лиц, на которые данные штрафы будут налагаться. Однако, прежде чем говорить об увеличении штрафов, необходимо в принципе разобраться: а кого и за что сегодня  можно штрафовать согласно ст. 11.23 КоАП и насколько это правомерно, а также надо ли увеличивать штрафы, может они и так уже значительные. Считаю уместным поделиться своими мыслями по этому поводу. 

Привлечение к ответственности гражданам за не оснащение тахографами или оснащение «не правильными тахографами».

Частью 1 статьи 11.23 КоАП предусмотрена ответственность граждан и должностных лиц за следующие правонарушения: «1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.».

В развитие данных положений КоАП в настоящее время имеет место массовая административная практика, проводимая  сотрудниками Органов внутренних дел (полицией) (в рамках ст. 23.3 КоАП) и  Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор   (в рамках статьи 23.36 КоАП) в отношении водителей транспортных средств на дорогах путем остановки транспортного средства. 

Составляемые при этом Протоколы и Требования, в отношении водителей содержат в качестве нарушения информацию (в большинстве случаев, без ссылки на какие–либо законодательные иные нормативные правовые акты), о том, что водитель  управлял тахографом без блока СКЗИ….. Никаких иных пояснений: что такое СКЗИ, из чего данное требование проистекает, почему оно предъявлено к водителю, как гражданину,  документы не содержат. При этом в Требованиях к водителям указано: заменить тахограф в соответствии с  Приказом Минтранса России 273 (без указания реквизитов, пунктов), а в случае неисполнения – на водителей распространяется ответственность по статье 19.3 КоАП.

Существующий Приказ Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 (зарег. Минюстом России 24 февраля 2014 г. N 31407), распространяющийся на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств), ни к граждан, ни к лицам, управляющим транспортным средством, никаких требований не устанавливает.

Применение к водителям ответственности, как к  должностными лицами, согласно ст. 2.4. КоАП – невозможно. Кроме того, тахограф, согласно абзацу 10 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" представляет собой «техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств». Согласно законодательства РФ,  в отношении граждан отсутствуют какие-либо требования об обязательной непрерывной фиксации их маршрута и скорости  движения. Установка тахографа для граждан представляет собой фактически «средство слежки» за передвижением граждан, которое является прямым ограничением свободы граждан и неприкосновенности частной жизни – часть 1 статьи 23 Конституции РФ.

Поскольку требование об оснащении транспортных средств тахографами,  согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", возложено на юридические лица и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, а не на граждан или лиц, управляющих транспортным средством, то водитель, как наемный работник, не отвечает по обязанностям юридического лица или индивидуального предпринимателя, и не может диктовать владельцу (работодателю) требования к транспортному средству и его оснащению, у него нет соответствующей компетенции, прав и возможностей. Водитель, как лицо, управляющее транспортным средством, несет ответственность  по Правилам дорожного движения и соответствующим статьям КоАП. Как следствие, вменяемое надзорными органами водителям, как гражданам, правонарушение о не оснащении т/с тахографами, или оснащении т/с не теми тахографами -  правонарушением для граждан не является и ответственность за это они нести не должны. Ответственность по закону обязан нести тот, на кого законом возложено требование об оснащении т/с тахографами.

Используемое сегодня на практике сотрудниками МВД России к гражданам положение части 1 ст. 19.3 КоАП РФ, как мера пресечения нарушения гражданином части 1 ст. 11.23 КоАП РФ, содержание которой разработано в развитие ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", устанавливающей требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, является прямым нарушением свободы граждан.

Часть 1 ст. 11.23 КОАП в действующей редакции была введена статьей 7 Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном". Этот же закон внес изменения в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", установившей требование об оснащении тахографами к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, а не к гражданам:

«Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

….

оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы)…»

«Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный Приказом Минтранса России от 21 августа 2013 г. № 273 (зарег. Минюстом России 24 февраля 2014 г. № 31407), разработанный  во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. № 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правил их использования, обслуживания и контроля их работы" (Собрание законодательства Российский Федерации, 2012, № 48, ст. 6714), изданного в свою очередь  в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"  устанавливает требование по оснащению тахографами к «юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее - владельцы транспортных средств)» (пункт 2 Порядка), а не к гражданам.

«Гражданин» в  конституционном и международном праве - человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией, имеющий гражданство данного государства: лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. «Гражданин» в гражданском праве - субъект гражданского права, один из участников гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. При этом требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не распространяются на граждан.

Гражданин, вступивший в трудовые отношения с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, становится наемным работником, и в этом случае он также не отвечает за юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, если не является единоличным исполнительным органом, становится должностным лицом. Каждый наемный работник работает в рамках своих должностных обязанностей. Ни гражданин, ни наемный работник, управляющий транспортным средством (водитель транспортного средства) не отвечает за оснащение транспортного средства, находящегося в собственности юридического лица и/или индивидуального предпринимателя, для которых законом установлено требование об оснащении транспортного средства тахографами. Гражданин не может оснастить, переоснастить транспортное средство. Это не является его обязанностью по закону. То есть часть 1 ст. 11.23 в принципе не применима к гражданам.

Применение данного пункта к водителю, как к наемному работнику (должностному лицу) также не возможно, поскольку должностные  обязанности водителя – управлять транспортным средством, если же речь идет об оснащении транспортного средства тахографом или выпуске транспортного средства на линию -  это обязанности соответствующего должностного лица, а не водителя. Гражданин не может управлять юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, диктуя ему требования к оснащению транспортного средств, кроме того гражданин по закону не обязан обладать какими-либо специальными знаниями и квалификацией для оценки соответствия тахографа требованиям законодательства, в том числе к «СКЗИ».

Какие либо законодательно установленные требования по оснащению транспортных средств тахографами, направленные на граждан в РФ отсутствуют.

Какие либо законодательно установленные требования по управлению транспортных средств тахографами, направленные на граждан в РФ отсутствуют.

Гражданин при управлении транспортным средством  отвечает согласно  требований Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") при этом он поименован, как водитель (лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению). Понятие гражданин не используется.

Правомерно ли применение к водителям ответственности за нарушение режимов труда и отдыха? Об этом далее.... 

Алла Петрова, генеральный директор ООО "РусАвтоКарт"