Ассоциация «Системное развитие транспортного сервиса»
Association «System development of transport service»

Тахограф на пригородный автобус

Добрый день! Имею автобус паз 2009 г.в., оснащенный тахографом без скзи касби дт20, ГИБДД требует с 01 июля 2018 года для пригородных перевозок оснастить только с блоком скзи. Могу ли я дальше использовать свой тахографом не оснащая его блоком скзи?
Ответ: 
Здравствуйте! Законных оснований на подобные требования у ГИБДД нет! Когда мы говорим о законных основаниях, то имеем в виду нормативные правовые акты, касаемые деятельности ГИБДД, в части тех или иных полномочий. Полномочия ГИБДД, как структурой части полиции, вытекают из закона "О полиции", закона "О безопасности дорожного движения" и закреплены в Административных регламентах (приказы МВД РФ № 727-2016, № 664-2017). Коротко разберем эти акты. Закон о полиции не содержит в себе, в качестве правовой основы деятельности полиции, нормативные правовые акты других ведомств. То есть полиция не обязана контролировать исполнение приказов Минтранса, в том числе касающихся тахографов (приказы № 36 и № 273 2013 года). Закон о безопасности дорожного движения, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 716, принятым в реализацию закона, устанавливает, что федеральный государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения осуществляется МВД РФ (ГИБДД). В свою очередь требования закона неразрывно связаны с требования Закона о техническом регулировании (№ 184-ФЗ 2002 г.), в части требований к т/с и автокомпонентам. оценка соответствия которых производится на предмет выполнения технических регламентов. Применительно к т/с - приложение № 8 к техническому регламенту таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", Применительно к автокомпонентам - Приложение № 10 к указанному техническому регламенту. Именно эти нормативные правовые акты, а не приказы Минтранса, в смысле контроля их исполнения, составляют компетенцию ГИБДД. Подтверждением сказанному служит содержание постановления Правительства РФ № 1108 от 2018 года, которым МВД РФ (ГИБДД) определено уполномоченным государственным органом по контролю за выполнением положений Технического регламента, указанного выше. Административный регламент деятельности ГИБДД (приказ МВД РФ № 727) в части контроля за используемыми тахографами содержит п.84, устанавливающий проверку тахографов на соответствие с предьявляемыми требованиями. С 2015 года, как уже указывалось, действующими требованиями являются требования, закрепленные в Приложении 10 к техническому регламенту таможенного союза (нет там ничего про СКЗИ). Очень важным является то, что рассматриваемый Административный регламент применяется исключительно в рамках проверок юридических лиц и ИП (плановые, внеплановые, контрольные), производимых под контролем органов прокуратуры. То, что касется повседневной деятельности ГИБДД по надзору за дорожным движением, в этой части действует Административный регламент, утвержденный приказом МВД РФ № 664-2017. Нет в этом регламенте ничего, чтобы хоть как-то было связано с проверкой тахографов на соответствие предъявляемым требованиям. Все исключительно в рамках выполнения Основных положений по допуску т/с к эксплуатации (приложение к ПДД), где присутствует только один пункт - 7.4, которым закреплено единственное требование: тахограф, предусмотренный конструкцией т/с должен быть в рабочем состоянии. Конструкция Вашего ПАЗ 2009 года предусматривает наличие тахографа, хоть какого-то? Думается - нет! Тогда вступает в действие п.74 Технического регламента, устанавливающего, что не осуществляется контроль (со стороны ГИБДД) наличия автокомпонентов, не предусмотренных конструкцией т/с. Теперь, что касается Вашего тахографа КАСБИ ДТ-20. Насколько нам известно, в отношении данной марки тахографа производителем была проведена соответствующая требованиям процедура подтверждения его соответствия на выполнение требований Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного постановлением Правительства РФ № 720 (2009 г.). В силу этого, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2001 № 877, которым был утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», транспортные средства и автокомпоненты, в отношении которых до вступления в силу Технического регламента, были проведены процедуры их подтверждения требованиям национального законодательства (в нашем случае это подтверждение соответствие ТР, утвержденному постановлением Правительства РФ № 720) эти т/с и автокомпоненты могут беспрепятственно использоваться после вступления в силу технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в течение срока их эксплуатации. Подведем итоги, отвечая на Ваш вопрос: 1. Требования сотрудников ГИБДД по замене на Вашем автобусе тахографа НЕЗАКОННЫ. 2. Используемый на Вашем автобусе тахограф в соответствии с действующим законодательством может использоваться беспрепятственно в течение всего срока его эксплуатации, его замена на тахограф с СКЗИ не является обязательной. Более того, в соответствии с межправительственным стандартом – ГОСТ 33997-2016, демонтаж установленного на т/с тахографа запрещен.
E-mail: 
Kroc2012@ya.ru